alex4alex: (задумчивый)
[personal profile] alex4alex
Нашел на компьютере фотографии 2008 года из интересной поездки в Австрию и Словакию. Решил заняться этими фото: отсортировал, загрузил на Пикасу. Тогда у меня не было ЖЖ, но свои впечатления от той поездки я оставил в файле, и сейчас решил освежить их.

Под катом - полный текст, а также ссылки на альбомы в Пикасе.

Текст привожу без единой правки - в том виде, каким он был написан два года назад.

Ну что, поездка была очень классной – и очень много воспоминаний, причем многие связаны не с самими местами, где были, а с обстановкой и какими-то приколами.

Объясню расклад: 2 автобуса, изначально планировалось, что в первом поедут старшие, то есть профессоры, всякие там более старые преподаватели и разные административные работники, которых на свою голову в эту поездку пригласил организатор. Во второй автобус (сначала его не было в проекте, но когда стало ясно, что 44 места - мало, его тоже ввели в "расклад") было решено посадить молодежь - то есть нас + студентов.
Вышло все не так. Почему-то считается, что старики и пожилые люди не могут ехать на задних местах, и потому сделали вот что:
1-ый автобус - профессура в передней части и студенты во второй;
2-ой автобус - пожилые в первой части и наша молодежь + студенты во второй.

Следовательно, по старой договоренности, я был за старшего (с помощниками, естественно) во втором автобусе. Однако командовать пожилыми людьми сложно (была там даже бабушка 80 лет, которая, правда, и в походы по горам ходит, и на байдарках по рекам спускается).

День первый, понедельник

Автобусы пригнали позже, и соответственно, позже прошли границу. Турфирма конечно еще "та" (никогда не пользуйтесь услугами "Тур-Ретур", которая находится на ул.Киевской. Это отдельная история, но поверьте, не раз сталкивался с их непрофессионализмом и хамством) и в результате, первый автобус оторвался от нас и наши водители даже не знали, какой дорогой ехать. Не знали они также, как и где мы должны были вновь встретиться в Вене. Когда я решил завести диалог с водителями, мол, когда будут остановки, чтоб я мог людям это объявлять, они говорили, что ничего не знают, и чтоб я "говорил со старшим". Пока еще они не совсем понимали, что через 2-3 дня мы будем ими командовать :)

День второй, вторник

Блуждали по Польше, потом звонили во второй автобус. Поскольку связи у водителей тоже не было, звонили мы, туристы. А в роуминге стоимость минуты составляет почти 2,5 доллара исходящего звонка и 1,5 доллара входящего.
Приехать в Вену мы должны были в обед во вторник, но мы еще только подъезжали к Братиславе. Да и то "с горем пополам", у нас "закипел" автобус, и нам для системы его охлаждения пришлось носить в бутылках воду из источника. Бред...

Дальше, водители нам попались очень "умные", они не знали ни дороги, ни как нормально управлять автобусом, переключали так передачи, что мы думали, от треска порвется вся коробка передач. Останавливали они нам не на заправках, где есть туалет и (обычно) горячая вода, а в лесу. Нормально, да?

В общем, поняв, что первый автобус ушел вперед и мы его никак не догоним, мы решили не ехать в Вену, а поехать в Братиславу и поселиться в гостиницу, благо документы были именно у нас, во втором автобусе. Приехали, все договорились, поселились, припарковали автобус, разместили людей и пошли переодеваться и в душ. Но разместились так, что потом второй автобус с трудом смог разместиться: ведь номера были "трешки", а многие люди ездили парами и так и забирали номер себе на двоих. В итоге наш горе-организатор вообще спал на полу в другом номере, поскольку для себя номера он так и не нашел. Впрочем, проблемы его: списки с расселением он не оставил в нашем автобусе вместе с документами на номера.

Потом люди сами организовались, взяли все тот же автобус, и заставили водителей поехать в центр Братиславы: чего терять полдня, или хотя бы вечер. Погуляли по Братиславе, посмотрели памятники архитектуры, в принципе многое сохранилось, но многое стало другим, смешение стилей просто поражает: рядом с барокко и готикой, а также классицизмом, были представители советского кретинизма. Хотя памятники "освободителям" стоят при въезде в Словакию, и еще есть целый мемориал этим самым оккупантам...

Вечером сами добрались домой, не посмотрев лишь замок Братиславы. Карта у нас была и визитка из Отеля тоже. Клюв (это Андрей, наш сотрудник, мой бывший одногруппник, очень классно разбирается в истории и архитектуре и может рассказать очень многое) провел нам мини-экскурсию, так что общее представление о городе у нас было. Было нас 6 человек, которые держались вместе одной "бандой" - 5 из которых были в прошлом году в Будапеште - только одна девушка поменялась, то есть вместо одной была другая.

Приехали домой, а там как раз был второй автобус - пытались расселиться. Высказали все, что мы думаем нашему руководителю, и за то, что они оторвались от нас, и за то, что не отвечали на смс (связи-то, напомню, не было). Мы выпили немного коньячка и вина, легли спать.

День третий, среда

На утро пошли на завтрак: шведский стол. Как говорится, "кто не успел - тот опоздал". Это я к тому, что на группу из 90 человек еды было в 2 раза меньше. То есть последние, кто пришел не в 8-00, а в 8-20, ели уже остатки. Впрочем, пунктуальности это их отнюдь не научило.

Это был день для экскурсии в окрестности Вены, как бы второй день в Австрии. Но так было только для 1го автобуса. Для нас же это был именно первый день в Вене. Границы между Австрией и Словакией, естественно, уже как таковой, нет, как и между Польшей и Словакией - это ведь все страны, подписавшие Шенгенское соглашение. Австрия очень сильно отличается от Словакии - в том плане что это, хоть и 2 страны Евросоюза, но Словакия реально на несколько порядков беднее - это видно и по городам, и по селам, и по дорогам (которые даже в Польше лучше, чем в Словакии). Села и маленькие города в Украине во многом выглядят привлекательней и богаче, чем словацкие, хотя, конечно, не все.

В Австрии даже трава растет ровнее, прямо при дороге, вот что значит немецкая точность и дисциплина. При въезде в Австрию видно очень много ветряков: ветряных электростанций. Я помню это еще с моего прошлого визита в Австрию, весной 2000 года. Их там реально просто огромное множество, и, следовательно, генерируют довольно много электроэнергии.

В общем, въезжаем в Вену и начинаем блуждать. Наш пункт назначения - стоящий не в самом городе дворец Шёнбрунн (Schoenbrunn) - резиденция императоров. Логичнее всего было предположить, что он находится в непосредственной близости к Schoenbrunnstrasse - то есть улице с одноименным названием. Однако, скорее всего, на это у наших водителей логики не хватило, и потому блуждали по Вене еще часа два. Это все произошло с учетом того, что на автобусе, идущем впереди, было работающее средство GPS-навигации!

Пока один из студентов не сел во второй автобус и не помог водителю разобраться с картой, пока они не спросили дорогу у полицейского, который отвечал только "nicht verstehe" (не понимаю), мы не добрались до дворца. Во время поездки я собрал с каждого человека по 15 евро на оплату экскурсий. Все было бы хорошо, но я не имел представления, какая цена входящего билета и как вообще его покупать на группу из 40 или даже 90 человек.

Я узнал все у кассира, спросив ее на немецком, знает ли она английский. Все усложнилось тем, что кто-то хотел пойти на экскурсию по 80% дворца (одна цена), а кто-то – на всю (100%, цена чуть выше). Следовательно, мне надо было разбить всех на 2 группы и считать по головам. Считал я раз семь, однако и это не помогло – кто-то тянул две руки и говорил, что это за двоих, кто-то вообще отошел. И после этого некоторые заявляли, что у нас нет организации или что она неэффективная, реально бесит, когда сами никаких шагов н е делают, чтоб упростить мне задачу.

Посчитал людей и выдал билет – один групповой на 12 персон, который надо вставить в сканер на турникете, и маленькие билетики для просмотра оставшейся части экспозиции. Назначил человека, кому эти самые билеты и выдал, кто должен был повести группу, поскольку мне предстояло считать вторую часть туристов и покупать им другой билет - на меньшую экскурсию.

Я думаю, это логично: раз есть билет на 12 персон, они все должны пройти турникеты вместе, считав билет вначале. Почему-то до бабушек это не дошло. Поэтому в итоге одна из них так и не попала на экскурсию, даже пыталась себе купить отдельный билет. Не знаю, как такое могло произойти, но она была внесена в список, и тут ошибки не могло быть. Просто видимо кто-то совершенно "левый" прошел на ее билет. В итоге пришлось отдавать ей деньги, и именно из-за этого у нас в итоге не совсем сошелся баланс.

Погулять вокруг дворца тоже не получилось толком - пару фото сделал, но не более того – надо было ждать рядом с камерой хранения, когда придет экскурсия тех, кто зачем-то положил туда вещи (там был один большой ящик на всех - и мы все скинули туда вещи, ключ был взят мной на мой паспорт). Почему бабушки не положили вещи отдельно - остается загадкой, однако из-за них мы были привязаны во времени. После экскурсии мы еще должны были ждать студентов, которые опоздали и даже не спешили, рассматривая велосипеды, стоящие на стоянке. Я на них конечно наорал, но не знаю, сильно ли помогло. Вернее, совсем не помогло.

Итак, 4 часа дня - мы едем на пропущенную экскурсию в Вену. Экскурсовод - невысокая девушка с тихим голосом, и видно было, что экскурсию она ведет чисто для галочки - во-первых, начинала говорить, еще не закончив движение, и слышать ее могли только те, кто стоял рядом, а во-вторых, она не утруждала себя говорить несколько громче. Естественно, многие хотели сделать фото, и потому теряли ее из виду. Проход по Вене освежил в памяти то, как она выглядит - я не был там 8 лет, но многое вспомнил по фотографиям, многие объекты видел еще раньше из окон автобуса, когда мы блуждали по улочкам.
Свободное время мы провели в прогулке по центру Вены и осмотре всех достопримечательностей, которые попадались нам по пути. Мы прошлись мимо ратуши и университета, которые нам почему-то не показала экскурсовод, а также закупили местное пиво в супермаркете.

Предварительно мы договорились с водителями о том, что придем к 9-00 по местному центральноевропейсокму времени (на 1 час меньше, чем в Украине), однако между собой договорились «опоздать» на час, чтоб было больше времени. Именно время было еще одним камнем преткновения – ведь многие не перевели часы и «жили» по украинскому времени, хотя, конечно же, более логично было бы перевести часы. Потому приходилось говорить время сбора в местном и украинском времени одновременно. Однако даже в таких ситуациях находились «особо одаренные», которые потом говорили, что не знали и не слышали.

Еще до поездки я очень переживал, что мы не ночуем в Вене, а, следовательно, ночью город не увидим. А видеть там есть что – каждое здание из тех, что в центре, освещается, причем очень ярко и красиво – это не передать словами и даже не передать на фото – это нужно видеть. Однако мои опасения были напрасны – ведь в 8-9 часов вечера уже стемнело и я без проблем сделал фотографии всех интересующих меня зданий. Скоро сравню их с теми, которые сделаны 8 лет назад.

Приходим на обусловленное место сбора – видим почти всю группу, видим всех, кроме… кроме водителей, и, собственно, автобуса. Его просто нет. Мы уже успели подумать, что они уехали раньше, но это было нереально. Появилась наша «сладкая парочка» водителей и мы успешно погрузились в автобус. Только потом мы узнали, что были неполадки с тормозной системой, вытекала тормозная жидкость, и они отгоняли автобус на стоянку и ремонтировали. Это притом, что нам предстояло ехать через горы. Конечно же об этом мы не рассказали группе, иначе был бы скандал и истерики.

День четвертый, четверг

Четверг начался с того, что мы выселились из гостиницы и встретились с экскурсоводом – по плану у нас был целый день в Братиславе. Я отвел в сторонку экскурсовода и объяснил, что нам нужна 2-х часовая экскурсия, вместо 3-4 часов и нам не нужно свободное время в Братиславе, то есть что мы едем в Вену и чтоб она нам показала, откуда и в какую сторону ехать. Нас ведь интересовал только замок, остальное мы в принципе конспективно видели. Посмотрели замок, прошлись по улицам, увидели мемориал советским солдатам, увидели даже украинское посольство (кстати, в очень живописном уголке Братиславы, практически на холме), и взяли курс на Вену.

Другой наш автобус оставался в Братиславе, хотя и часть людей пересела к нам, чтоб еще раз съездить в Вену. На этот раз мы сразу же наметили себе маршрут, обязательной частью которого было посещение Donauturm – высотной башни на берегу Дуная, с которой открывается потрясающая панорама на Вену и окрестности, и на сам Дунай. Туда доехали на метро, поднялись на башню по скоростному лифту, и затем уже осмотрели панораму. Сверху есть еще ресторан с классным видом. Высота башни более 200 метров, но сама обзорная площадка на высоте 150 метров.

Дальше в нашей мини-программе было посещение украинской церкви – очень хотели ее найти, рядом с ней стоит бюст Ивана Франко – очень известного философа и поэта, жителя нашего региона, а именно Львова. А затем мы разделились – в моих планах, как и еще 2-х из нас было попробовать венский кофе с пирожным, а девчонки пошли в оранжерею – там была выставка бабочек. Именно живых. Они там и рождаются, и умирают, летают прямо над человеком. Если бы мы были в Вене 4-5 дней, я бы тоже сходил, а так – нет, не хотел тратить на это драгоценное время.

Так и не нашли старую городскую ратушу, однако осмотрели еще старую часть города. Надо сказать, что из всей архитектуры в первозданном виде в Вене сохранились лишь храмы, все же остальные здания либо перестроены, либо вообще ликвидированы – и на сегодняшний день большая часть Вены – это середина 19-го века. К слову, такая же картина и со Львовом, который был в составе Австрийской империи. Просто в то время не существовало понятия «памятник архитектуры» - и все, что не подходило под стиль, сносилось или перестаивалось.

Обратная дорога была через Братиславу, но не в саму столицу, а еще 50 км – в городок Трнава. Отель назывался «Нуклеон» - это по сути, общежитие энергетиков. Гостиница несколько лучше, чем та, что была в Братиславе, но все равно не фонтан. Что интересно, все гостиницы были очень чистенькие, все было убрано, вот только уже старые, и обшарпанные. Особенно та, что в Братиславе. Одна из девушек обиделась на меня за то, что еще в Вене на нее накричал – был весь взвинчен из-за организационных вопросов. Пришлось извиняться J

Утром руководитель должен был договориться о завтраке, а если не договорился бы – рядом был супермаркет, и мы бы себя обеспечили.

День пятый, пятница

Выселение из отеля… Все сидят в холле, ждут, когда им: а) откроют автобус чтоб положить в «трюм» вещи; б) покажут, в каком кафе мы будем завтракать централизованно. Сходил к водителям, которые почему-то думали, что время Киевское и у них еще час в запасе. С этого времени они стали нас слушаться и сразу пошли за нами открывать автобус. На этот день у нас была намечена экскурсия по трем городам и проезд на ночевку в четвертый. Конечно же, нашлись уникалы, которые так и не поняли, по какому времени мы договорились на завтрак, пришла тетушка с криком «как же так, мой муж куда-то ушел и когда он будет – я не знаю, а тут уже все собираются, а я думала… бла-бла-бла…». Без комментариев.

Все та же экскурсовод проводит нам галопом экскурсию по Трнаве, далее мы едем в Тренчин – там замок. Поскольку я знал цены на билеты (от экскурсовода), смог без проблем еще в автобусе, никого не выпуская, посчитать, сколько людей идет, и у кого льготные билеты, потом рассчитаться на кассе. Классная панорама с башни замка, на фото будет видно.

Третий город – Бойнице – замок и небольшой городишко. Поскольку до пункта назначения – городка под названием Ясна ехать было около 3х часов, да и водители не знали дорогу, а дорога сама горная (Татры, все-таки), то мы договорились в 7 часов собраться. Вокруг замка в Бойнице что-то типа ярмарки – можно фотографироваться с людьми в костюмах рыцарей и тп., также с теми, у кого на руках сидит хищный птиц, ястреб или сокол. Погуляли, купили сувениры, выпили местного пива. Еще перед прогулкой многие просили, чтоб при выезде из города мы заехали в супермаркет: у народа закончились припасы, да и есть бутерброды 4-ый день подряд никто не хотел.

Сбор у автобуса, и принятие решения. Меньше, чем на 50 минут это не получилось бы. Но всем сказал «не более 35 минут, чтоб как штык тут были. Просьба ко всем сразу определиться, что вам нужно купить, чтоб не блуждали по магазину.». На подъезде к супермаркету люди практически приняли низкий старт. Не знаю, что так на них подействовало, но они реально поняли, что чес дольше будут гулять по маркету, тем дольше будут ехать в гостиницу в горы. Открылись двери и все просто-таки ломанулись в сторону супермаркета. И мы тоже. Поскольку нам нужен был только чай и сахар, остаток времени мы потратили на покупку местного пива в огромном количестве – не менее 5-6 бутылок на брата.

Когда мы вышли из маркета, 95% народа уже стояли под автобусом с одинаковыми кулечками – и только 2 бабушки опоздали. Мы уже сидели в автобусе, а они подошли лишь через 10 минут – и весь автобус скандировал им «Ганьба! Ганьба!» («Позор! Позор!»).

Дорога до городка прошла без каких-то приключений, лишь стало намного холодней: возле отеля даже лежал снег – это горная местность, рядом подъемники для лыжников. Сама гостиница была на несколько порядков лучше, чем предыдущие – почти вся отделана деревом, все чисто, современно и удобно.

День шестой, суббота

Утро, завтрак – опять шведский стол, однако уже намного лучше, чем предыдущие – намного больший выбор и количество, не буду описывать, но действительно много и хорошо. Затем продолжили подбивать бухгалтерию – ведь из-за одной особо умной тетушки получилось, что у нас был недостаток, который надо было чем-то покрыть. Начали мы это еще в 4 утра прошлого дня, и так и не закончили тем субботним утром.

Сборы, выселение из отеля и тут нам сообщают, что посещение пещер, которое было по программе, накрылось медным тазом из-за того, что там слишком много туристов. Я особо по этому поводу не сокрушался, но из-за этого у нас поломалась вся очередность программы на субботу – последний день в Словакии. Следующим делом мы всем автобусом советовались, как же поступить: в планах было посещение аквапарка (студентов не очень-то интересовали замки и архитектурные ценности). В итоге пришлось остановиться с первым автобусом и решать, что же дальше. Кто-то особо истеричный даже кричал, что надо все делать так, как записано в программе (т.е. стоять в 2-3 часовой очереди в пещеры).

К сожалению, лично я, как и наша компания, ничего не решали, иначе мы могли бы вообще оставить купающихся «ихтиандров» в аквапарке, поехать по памятникам архитектуры, а затем заехать за ними уже на обратном пути.
Но некоторые люди хотели одной попой сидеть на двух праздниках, и потому пришлось подчиниться. Вначале Спишский Град (древний замок, очень хорошо сохранившийся), а затем Левоча (маленький городишко).

Замок занесен в список Юнеско как охраняемый памятник архитектуры. Что интересно, в замке были концерты, всевозможные представления, можно было даже посетить кухню и попробовать средневековую еду, а также сфотографироваться с героями замка – палачом, который заносит на фото надо мной свой топор, монахом и т.п. В том же селении, где замок, есть древняя церковь, перестроенная с романского стиля в готику, что означает, что ей не меньше, чем 800 лет. В нутрии даже сохранились древний деревянный алтарь и росписи на стенах.

Левоча (Levoca) – очень интересный город. Историческая часть города находится в пределах городских стен, внутри огромная площадь – раза в три больше, чем площадь Рынок во Львове. Но город перестал развиваться с 16 века, когда пришли турки. Вот он так и остался таким, как мы видели его сейчас. Что интересно, город был почти пуст, почти не видно людей, будто все вымерли. С одной стороны, атмосфера была очень доброй и теплой, но с другой – раз нет туристов (а посмотреть там есть на что – городу, так же, как и Львову, не менее 750 лет), значит нет денег. Возле ратуши там даже есть клетка позора, куда в те времена сажали особо провинившихся граждан на всеобщее обозрение и глумление. В этом же городе есть музей с самым большим цельным куском янтаря в Европе, но мы туда не попали.

Итак, город Попрад, где наша программа заканчивается посещением аквапарка (куда я совсем не хотел) или супермаркетов, поскольку в самом городе смотреть не на что. Попросили водителей подвезти нас к супермаркету и там провели немало времени. Конечно, это не 15 лет назад, и нас ничем не удивишь из ассортимента, как в свое время советских туристов. Однако я все же провел минут 25 у стенда с велотоварами – там и замки, и звонки, и фонарики, и даже набор щеток для мытья велосипеда. Себе купил зажимы для брюк и звоночек.

Когда мы выходили из супермаркета, местная валюта для нас просто обесценилась - и потому мы собрали все монетки, что у нас были (кроме тех, что я отложил себе для коллекции), и отоварили их как чеки – на пиво, десерты, крабовые палочки к пиву и т.п.

И заключительный аккорд, дорога домой.

День седьмой, воскресенье
До границы с Польшей осталось не очень много времени, но мы все равно уставшие, спали. Дальше была остановка на какой-то неработающей заправке, где мы встретились с нашим «ведущим» автобусом. Из него доносились вопли и песни: весь автобус, все его «население» гуляло по поводу ДР одного из пассажиров – ему исполнялось 30 лет. Пообщались с полупьяными коллегами, и продолжили путь. И тут, когда белый автобус от нас уже оторвался, мы слышим странный звук. Автобус заглох. Пытались завести – не заводится. Самое интересное было в том, что дорога-то горная, узкая, темная и поблизости ни заправки, ни даже машин.

Очевидно, наши бравые водители хотели сэкономить на стоимости бензина в Словакии и залиться в Польше, но не рассчитали. А теперь представляем картину: дождь, 3 часа утра, пустая дорога, у нас заканчивается срок действия виз (т.е. в следующий раз в зону Шенгена нас могли бы уже не пустить), и два особо одаренных водителя, которые пытаются завести автобус. Естественно, пенсионеры, сидящие спереди, не на шутку перепугались. А вот мы, молодежь, все как один, начали просто «гнать», прикалываться и травить всякие страшные байки, как мы останемся там, будем без гражданства, и как о нас будут писать газеты. От этого у всех бабушек поднялось настроение и они стали просто смеяться с нами. К тому же они были удивлены (как выяснилось позже), что молодежь (т.е. мы) общается друг с другом даже в критических ситуациях без матерных выражений – опыт был: в соседнем автобусе профессура позволяла себе очень прочные выражения, что, конечно, не делает им чести.

Я вышел и спросил у водителей, что случилось, предложил послать смс во второй автобус, чтоб он за нами вернулся. Но к счастью, водители уже перезвонили в идущий первым автобус, и уже через 15 минут он прибыл. Как я потом узнал, они уже приехали с польско-словацкой границы, то есть уже были в Польше и вернулись в Словакию за нами. Перелили бензин и начали заводить мотор. Но поскольку в него попал воздух, он отказывался заводиться… В это время все 4 водителей стояли возле мотора и дергали рычажок, чтоб быстрее прошел бензин и вытеснил воздух…

Когда, наконец, воздух вышел, и топливо дошло до двигателя, автобус завелся, мы убедились, что все работает, и вошли в свой автобус, со словами «мы все решили, можем ехать дальше». Бабушки чуть ли не аплодировали нам, хотя нашей заслуги там не было, но мы все представили именно так.

Дальше доехали до Украины без приключений, и разделили оставшиеся припасы – сладости и еду :)

Ссылки на альбомы в Пикасе. Австрия:

Відень
Відень, Donauturm (Дунайська вежа)
Відень вночі

Словакия:
Словаччина, Братіслава Словаччина, Трнава Словаччина, Тренчін Словаччина, Бойніце Словаччина, Спішський град Словаччина, Левоча